«Ведь эта память — наша совесть…»
В год  70-летия Великой Победы.  Воспитание гражданско-патриотических качеств студентов путём интеграции учебной и внеучебной деятельности (из опыта работы преподавателей гуманитарного  цикла  Радиотехнического колледжа .

Рощеня Н.Н., преподаватель русского языка и литературы,  СПБ ГБ ПОУ «Радиотехнический колледж»

Аннотация. В статье  рассматриваются основные направления  в работе по воспитанию гражданско-патриотических  качеств  студентов на уроках гуманитарного цикла  и  во внеурочной деятельности, что особенно актуально в рамках  Года  литературы в год 70-летия  Великой Победы.

Как известно, развитие страны во многом зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к  своим близким, к своему народу, к родине; чувство ответственности перед будущим. Существенные изменения в жизни общества, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили актуальность гражданско-патриотического воспитания, переосмысление его сущности места и роли в общественной жизни. А образовательное учреждение – это «островок в Мировом океане событий, происходящих в обществе», и его необходимо удержать на плаву патриотизма и гражданственности.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в Радиотехническом колледже  является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента.

Несомненно, гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, правовым, экологическим, спортивно-массовым. Оно способствует активному развитию социальных интересов и жизненных идеалов молодого поколения, прежде всего, формирует готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитывает чувство гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, помогает  сохранению памяти о тех, кто защищал наше Отечество.

Гражданско-патриотическое воспитание в Радиотехническом колледже системно и ориентировано на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов  воспитательно-образовательного процесса.

Для повышения эффективности процесса  важное  значение  имеют:

  • наличие в образовательном учреждении положительного психологического микроклимата – индикатора эмоционального благополучия обучающегося, участника воспитательного процесса;
  • соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;
  • применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих обучающимся занять положение субъекта социальной деятельности;
  • разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;
  • взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности;

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания студентов. В Радиотехническом колледже вопросы обучения и воспитания студентов как граждан, патриотов своей Родины осуществляются путём интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Ведущая роль в воспитании принадлежит учебному процессу. Пришли новые времена, увеличился темп жизни. Литература, как и многие виды искусства, становится частью индустрии развлечений. Сегодняшнему молодому человеку прекрасные ратные подвиги во имя Отечества необходимо «донести» языком классики на уроках литературы и русского языка. На этих уроках на примерах положительных героев художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину и народ.

Писатель В.П. Белов справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”

Осмысливая патриотический потенциал литературы, преподаватели на своих уроках стараются  ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого вошли  в духовный мир студентов. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочется , чтобы они не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, свой родной город, дом.

Важно при работе со студентами соблюдать следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности, активности студентов;
  • принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
  • принцип опоры на положительное в человеке;
  • принцип включения в деятельность.

Любовь к Родине – это и любовь и уважение к русскому языку – государственному языку великой страны – вот ещё один аспект, ещё одна «составляющая» понятия «патриотизм».

На уроках русского языка и литературы, анализируя многочисленные тексты, особое внимание обращаем на богатство русского языка, его ёмкость и выразительность, тем самым помогаем научиться полноценно использовать его богатство, – это, безусловно, тоже воспитание патриотизма.

Введение произведений военной тематики (в программу включаю произведения: «Блокадная книга» Д. Гранина и А. Адамовича, «Убиты под Москвой» К. Воробьёва, «Сотников», «Обелиск» В. Быкова и др.) дает студентам возможность прочувствовать героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных военных лет. Оставляют неизгладимый след в их сердцах и стихи русских поэтов-фронтовиков — поистине, огромный заряд истинного патриотизма.

Анализируя произведения исторического прошлого,  преподаватели пытаются не только заинтересовать студентов процессом чтения военно-патриотической литературы, но и возможностью формировать собственную точку зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и, главное, аргументированно её доказывать. Такой подход стимулирует активную деятельность студентов в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Анализ текстов порой дополняют репродукции картин, творческие работы самих учащихся. Чтение и анализ произведений военной тематики сочетается с просмотром фильмов.

Богатый материал по вопросам, связанным с  героической историей Родины, мужеством и храбростью патриотов страны, выдающейся ролью России в развитии мировой цивилизации содержит учебная программа по истории. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Курс обществознания, направленный  на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом, позволяет студентам успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Уроки обществознания способствуют формированию знаний о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. Главное, на этих уроках воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

 

Очень важно, что военно-патриотическое воспитание студентов в Радиотехническом колледже проходит не только на уроках, но и продолжается в разнообразных формах внеклассной работы. Это позволяет направлять инициативу студентов, помогает соединять полученные ими теоретические знания с практикой.

Тематика работы по формированию устойчивой гражданско-патриотической позиции студентов разнообразна:

1. Связь поколений.

2. Растим патриота и гражданина России.

3. «Мой Санкт-Петербург (моя малая Родина)»

Главное в направлении «Связь поколений» — это осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Студенты  Радиотехнического колледжа посетили «Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда» в Соляном переулке, хранящий реликвии беспримерной Ленинградской битвы и трагической блокады и напоминающий новым поколениям о феномене человеческого и гражданского мужества жителей и воинской доблести защитников.

В музее студенты ознакомились с военными картами и планами наступлений, увидели военную форму и образцы стрелкового оружия защитников Ленинграда, документальные свидетельства условий быта в блокадном Ленинграде. Экспозиция музея произвела сильное впечатление. Нужно помнить о героических днях нашего города, о людях, которые пережили войну и блокаду. Ничто не должно быть забыто!

Традиционно в Радиотехническом колледже  проведение классных часов, посвященных героическим страницам нашей Родины», Дням воинской славы и памятным датам России, уроков Мужества, диспутов: «Что значит быть патриотом», «Сила организации – в позиции каждого её члена, а сила каждого – в крепости, сплоченности организаций», «Пусть это буду я!». Студенты  «Радиотехнического колледжа» приняли активное участие в акции, организованной издательством «Просвещение»,- «Карта памяти — Воинам Великой Отечественной войны посвящается» (memorymap.prosv.ru)

Цель направления «Растим патриота и гражданина России» заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Основными формами работы этого направления являются тематические классные часы по символике и культурным традициям России, Конституции РФ, Россия на карте мира.

В рамках работы «Мой Санкт-Петербург (моя малая Родина)» проводятся тематические уроки, содержательный аспект которых включает вопросы, связанные с современной историей и ближайшим будущим Санкт-Петербурга, организуются экскурсии, проводятся викторины и конкурсы. Так, по результатам Фотокросса силами студентов  был создан альбом «Литературный остров». Фотоколлажи студентов  Радиотехнического колледжа  были представлены на выставке в Экспозиционно-выставочном центре в Фонтанном доме.

Задачи этого важного направления заключаются  в следующем:

создать условия для осознания студентами своей локальной идентичности,

увидеть свою связь с местом сегодняшнего проживания;

испытать чувство гордости за свой родной край, его прошлое и настоящее;

ощутить меру своей ответственности за будущее малой Родины, понять важность формирования активной гражданской позиции.

Все проводимые мероприятия  в Радиотехническом колледже способствуют приобретению нравственно-социального опыта, развитию у студентов гражданского отношения к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

От своей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию ожидаем следующих результатов:

— утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей и взглядов;

— повышение интереса к историческому прошлому России, к истории и культуре родного края;

— формирование позитивного отношения к действительности.

Нужно помнить, что подростковый возраст – мировоззренческая  база будущего гражданина. Патриотизм – важная социальная основа духовно- нравственного единства общества, укрепление его государственности.

Необходима кропотливая каждодневная работа из урока в урок. А если изо дня в день знакомить ребят с нашей богатой историей, культурой, природой — они сами, не осознавая того, действительно будут и гордиться, и уважать, и любить нашу страну Слова не воспитывают, а воспитывают действия и поступки. Закон природы таков, чем больше люди произносят пышные речи о чем-либо, тем меньше они делают это в реальности. Так и с патриотизмом. В тех странах, где у населения довольно высок уровень патриотизма, о нем практически не говорят, так как они поступают патриотично.

Каждый преподаватель Радиотехнического колледжа  ищет свои методические и психологические подходы к неординарному, нестандартному решению любой проблемы. Впереди – поиск новых путей развития, потому что, однажды научившись, мы не должны переставать совершенствоваться!

Литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Питер, 2008. — 398 с.

Выгодский Л. С. «Нравственное воспитание» М. «Педагогическая психология» 2004г.

Вырщиков А. «Патриотизм на службе России» ж. «Воспитание школьников № 3, 2006г.

Никитин А. Ф. «Обществознание» М. «Просвещение», 2010 г.

Прохорова О., Кузнецова Л., «Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического  воспитания молодёжи» ж. «Воспитание школьников» № 3, 2006 г.